Мы продолжаем начатую тему «простых вопросов», которые оказываются не такими уж простыми, особенно если за ними стоит не праздное любопытство, а желание разобраться, понять смысл, страх ошибиться, сделать что-то неправильно. На «простые вопросы» о храме отвечает настоятель саратовского храма во имя святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, священник Александр Домрачев.
— Самый, пожалуй, часто встречающийся вопрос: свечи — можно ли ставить и передавать их левой рукой, зажигать от лампадки?
— Этот вопрос показывает, насколько велико внимание к внешней, обрядовой стороне. Люди околоцерковные, не стремящиеся понять глубину духовной жизни, считают, что именно в том, чтобы поставить свечу, и заключается сущность веры, сущность религии, и нередко сводят к этому свое общение с Богом: эту свечу поставлю от болезни, эту — дочка замуж выходит, эту — сын в тюрьме сидит. Как будто Богу свечки нужны! Господь говорит: Сыне, даждь Ми твое сердце (Притч. 23, 26) — не свечки, а сердце, наше внутреннее расположение, наше покаяние, наше смирение.
Свеча — лишь видимое выражение нашей веры, символ нашей молитвы: пламенеющая свеча — как пламенеющая к Богу душа христианина. Но если сводить общение с Ним только к свечкам, то вся Церковь превращается в один большой подсвечник, что по меньшей мере нелепо. Поэтому какой рукой ставить и передавать свечи — не имеет значения. За упокой по традиции ставится на поминальный стол, за здравие — на любой подсвечник к любой иконе.
Бывает и так: человек заходит в храм, покупает свечи, ставит их, а на него тут же набрасываются: нельзя ставить свечи левой рукой, нельзя зажигать свечи от лампадки… Прихожанам нашего храма я настоятельно советую не мешать другим своими советами, которые не всегда могут быть верными. Возможно, человек впервые пришел в храм, чтобы о чем-то попросить Бога, выразить свое религиозное чувство, и ему совсем не хочется, чтобы его в этот момент трогали, что-то объясняли, учили «как надо», а тем более — как не надо. Важно, чтобы человек в храме чувствовал себя спокойно, осознал, что он — в отчем доме и сюда можно придти, чтобы помолиться, обратиться к Господу и испытать на себе милость Божию, то чувство, которое называется благодатью.
— Правда ли, что записки о здравии и упокоении «недействительны», если человек не присутствует на богослужении?
— Нельзя говорить так категорично. Конечно, если заказываешь молебен о здравии или панихиду, которые совершаются обычно после богослужения, желательно остаться в храме, помолиться. Однако если человек спешит на работу, учитывая ритм современной жизни, или у него есть другие уважительные причины, то не надо переживать — молитва будет услышана.
К сожалению, бывает и по-другому: человек заказывает молебен, панихиду, сорокоуст (иногда даже в нескольких храмах одновременно — пусть молятся!), а сам проводит время в праздности, идет домой, телевизор смотрит. Это неправильно. В этом случае Богу не нужны наши записки. Особенно, если речь идет о поминании усопших. Хотя бы на протяжении 40 дней нужно постараться изменить свой образ жизни, исповедоваться, причаститься, тогда наши молитвы будут угодны Богу.
Распространено и другое суеверие: если поставить свечу за упокой или заказать панихиду по живому человеку, то он обязательно умрет. Такое магическое отношение к церковному обряду как к ритуалу который действует сам по себе, встречается довольно часто. Приходят люди на исповедь, каются, что хотели таким образом отомстить кому-то. Стараюсь объяснить, что глупо и невежественно так думать, а поступать тем более. В церковной жизни, как и вообще в духовном мире, ничего не происходит «механически», стоит только поставить свечку или написать записку. Или спрашивают: «Что делать, если мне поставили свечу за упокой?». В этом случае пытаюсь успокоить человека: если у него есть чуть-чуть веры, он должен понимать, что Бог всё видит и всё знает. И заботится о нас даже больше, чем мы о себе сами. Поэтому говорю: «Не переживайте, пусть молятся за упокой ваших страстей».
Важно самим задумываться о своих поступках, следовать заповедям, жить церковной жизнью, чтобы переродиться в жизнь вечную. И не бояться задавать вопросы — во многих храмах города есть дежурные священники, которые готовы выслушать и разрешить недоумения. В этом случае «простые вопросы» станут не преградой, а первыми шагами на пути человека к Богу.
Ольга Новикова
Газета "Православная вера" №20 (376) за 2008 год