Главная | Регистрация | Вход
Мой сайт
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » 2014 » Июнь » 6 » Похоронні традиції в росії. Инерция традиций: почему ограды на кладбищах голубого цвета
    21:07

    Похоронні традиції в росії. Инерция традиций: почему ограды на кладбищах голубого цвета





    похоронні традиції в росії

    Архитектура
    москва

    19 авг 2013

    Поделиться

    Инерция традиций: почему ограды на кладбищах голубого цвета

    Автор: Сергей Мохов

    Прогуливаясь по любому московскому кладбищу несложно заметить, что возраст захоронений редко превышает 70 лет. Чаще всего захоронения относятся к советскому периоду, как правило останавливаясь на 50-х годах и чуть ранее. Если говорить о провинциальных и сельских кладбищах, то они и вовсе почти все «послевоенные».

    Количество старых захоронений в сравнительном плане невелико. Причин этому несколько: «политика забвения», принятая в советское время, урбанизация, высокий уровень миграции и Великая Отечественная Война, во время которой, к примеру, большинство деревянных крестов было уничтожено в качестве отопления печей. Иные кладбища и вовсе исчезли вместе с населенными пунктами. Таким образом, среднестатистическое российское кладбище — это новое кладбище.

    Можно говорить что символический облик кладбищ существенно менялся за всю историю России несколько раз. Первый раз: в 1917 году. Тогда на смену вышеобозначенном религиозному принципу пришел «светский» принцип. Кресты на погостах появлялись все реже, в обиход входили «красные похороны». Многие кладбища подверглись уничтожению. Это коснулось монастырских и церковных захоронений, богатых дворянских семейных склепов.7 декабря 1918 года был принят Декрет Совета народных комиссаров «О кладбищах и похоронах», после которого Православная церковь и иные конфессии были отстранены от похоронного дела. Уже в 1920-х годах появились «Санитарные нормы и правила устройства и содержания кладбищ», согласно которым кладбище не могло находиться рядом с общественными зданиями, коими являлись места служения культа.

    Большевики ввели свою иерархию погребальных ритуалов в строгом соответствии с уровнем номенклатуры. В итоге общество было разделено на тех, кто имел право быть похороненным на почетном месте или передних, ближайших к входу с кладбища участках, и всех остальных советских людей. Статус столицы для Москвы повлек и массовую реконструкцию города. Было уничтожено более десятка кладбищ, захоронения многих знаменитых людей были перенесены на Новодевичье, Востряковское и Ваганьковские кладбища.

    Вторым моментом в смене символического пространства стала Великая Отечественная война. На кладбищах в массовом порядке стали появляться принципиально новые виды захоронений: братские могилы и аллеи памяти. Победа стала надолго главным консолидирующим фактором. При входе на кладбища открылись монументы павшим воинам, их матерям, невинно убиенным героям. Братские могилы, памятники неизвестным солдатам стали появляться в каждом крупном селе. Конструирование истории и уникальности родного края стало более доступным через предание о подвиге погибшего местного партизана или солдата.

    К примеру, застройка и рост Москвы продолжился в 1960-х. К городу стали присоединять территории близлежащих деревень, что повлекло уничтожение деревенских погостов. В это время были уничтожены: Ховринское кладбище, Зюзинское кладбище «Грачи». Ликвидировано в 1965 г. Юрловское кладбище на севере Москвы, Крылатское кладбище рядом с разрушенным в то время храмом Рождества Пресвятой Богородицы — Крылатская улица, 12-14, до сноса села — 6-я Крылатская улица, до середины 1960-х — Горка. Сейчас на этом месте молодая роща с остатками оград, надгробий и сохранившимися разрытыми могилами и памятным знаком; другая часть бывшего кладбища у храма огорожена и превращена в мини-сквер.

    Третьим моментом стал распад СССР и последующий за ним процесс десимволизации советского «погребального интерьера». На погосты стали возвращаться религиозные символы. В Москве восстановили свое действие мусульманские и другие конфессиональные кладбища. Появилась большая вариативность, стали открываться похоронные агентства и гранитные мастерские.

    Однако, «молодой» возраст и смена «символического кода» не мешает кладбищу визуально меняться, разбивая историю, скажем, 70-летнего некрополя на определенные временные рамки, каждый из которых имеет свои стилистические особенности. Это касается материала камня, эпитафий, размера фотографий, формы надгробий. Многие из таких характеристик являются уникальными для своего времени, многие же наоборот — воспроизводятся как определенные практики.

    К одной из таких повседневных практик относится и цвет оград захоронений, и даже сами памятники. Так, на кладбищах можно встретить ярко выкрашенные ограды голубого цвета. Причём ещё десятилетие назад большинство оград были именно такого цвета. В этот же цвет покрашены и памятники на братских могилах. Встает вопрос: с чем связана данная практика, и какой символический смысл она несет? Именно это и легло в основу сегодняшней заметки.

    Об оградах

    Cамо появление оград именно вокруг могил на российских кладбищах является сравнительно недавним явлением. Если изучать нормативные акты и документы, регулирующие правила захоронения, начиная с Екатерины Второй, то окажется, что в них указываются нормы по глубине, ширине могилы, расстоянию до населенного пункта, санитарные предписания, но нигде нет указаний на необходимость наличия оград у могил. Нет таких указаний и в последней редакции федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями).

    «Панихида в 9-й день на кладбище» 1885 г. Холст, масло. 86 х 140 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

    Если обратиться к визуальным свидетельствам и изучить, к примеру, картины передвижников, то окажется, что на них редки упоминания об оградах. Типичное кладбище конца 19-начала 20 века — это небольшие холмы с различными вариациями деревянных крестов голубцов, домовин и совсем редкими кованными оградами около больших склепов. Скорее получается, что ограды — это удел городских больших кладбищ, продолжающих традицию европейского романтизма.

    Картина маслом Голованова. Писана в первые месяцы после погребения писателя, 1852 г. Театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва

    Так, новое Донское кладбище города Москвы выглядит «мало оградным» на фотографиях 1920-х и 1930-х годов.

    По нашим наблюдениям, массово ограды появляются в 1970-е года. Связано это с изменившимися особенностями погребения, ростом числа могил и, соответственно, с сокращением свободного места под захоронения. Об этом же свидетельствует анализ фотографий кладбищ и данные интервью:

    «Да, где-то, наверное, году в 74-м мы ограду поставили. Как бабку похоронили тут. Раньше же знаешь, как было: где хочешь там и хоронишься. Некоторые даже при жизни себе место на кладбище выбирали. Потом как кто умирал — шли, копали и хоронили. Ну, фактически, где захочешь. Не помню уж, надо было что получать. Ну, а потом начались споры эти — кто на чью могилу там залез, кому земля, какая принадлежит и все такое».

    Таким образом, можно предположить, что появление оград на кладбище — явление позднее и имеет определенные причины: рост количества захоронений и, значит, сокращение свободных мест, рост «конкуренции» за эти места, повышение конфликтности в связи с этим, а так же общий рост благосостояния, что сказывается на погребальной вариативности. Помимо этого, одним из возможных факторов стало и, своего рода, придание захоронениям статуса «собственности», а, значит, и появление необходимости его защиты (к сожалению, это пока только догадки, нормативных актов подтверждающих это не найдено).

    О голубом цвете

    Если с появлением оград на сельских и городских кладбищах и их причинами более менее понятно, то следующим вопросом встает: почему они красятся в синий или голубой цвет (реже в зеленый)? Ответ на данный вопрос, как выяснилось из интервью, лежит на поверхности.

    В советское время существовала проблема с доступностью многих бытовых предметов — одежда, продукты питания, вещи для хозяйства. Очевидно, что и найти краску, чтобы покрасить свой дом, а уж тем более оградку было весьма проблематично. Многие прибегали в определенной «хозяйственной экспроприации» с государственных объектов или, иными словами, воровству:

    «Да откуда краску-то возьмешь? Если и купишь, то она стоит много, никто не будет покупать. Вещи-то это всё дефицитные. Воровали, конечно, кто, откуда мог. Я с завода своего носил что попадется».

    Самой распространенной краской, а точнее её цветом были — красный, зеленый и голубой. Практически, данные цвета являлись «государственными» и в них были покрашены все ведомственные здания, в них красились поезда, заборы, техника. Время покраски, «обновления цвета» в государственных учреждениях совпадало со временем обновления и на территориях кладбищ:

    «Да, красили на Пасху, родительскую субботу. По весне. Как раз везде красят, и ты красишь на кладбище свои кресты, ограды. Чтобы железное не ржавело. Увёл краски немного и своё покрасил».

    Если краску не удавалось «увести», то на помощь всегда приходила «синька» и другие производные самоизготовляемых покрасочных материалов, в том числе, из раствора медного купороса. Ещё важным моментом в деле массового появления голубых оград является практика обустройства захоронений, когда ограду и памятник погибшему делали на месте работы. То есть, к примеру, на заводе, где выбор той же краски был весьма ограничен.

    Цвет оград, появившийся от дефицита такого простого предмета, как краска, породил определённую традицию, которая продолжается сейчас уже «по инерции». В городах данная практика почти исчезла, однако, в сельской местности широко распространена. На вопрос к респондентам, почему продолжают красить в данный цвет, был получен весьма лаконичный ответ, что это «красиво и так уже привыкли».

    Появление же оград отразилось, в том числе, и на фольклоре. Так в одном из интервью нам удалось выявить следующее суеверие: нельзя закрывать калитку на ограде могилы, потому что душа покойника ходит гулять. Таким образом, советская практика перекочевала в современную Россию и продолжается здесь уже «по инерции». Очевидно, что многие вещи из современной повседневной жизни имеют схожую природу по происхождению и их еще предстоит объяснить.


    Автор — создатель блога http://nebokakcofe.ru/



    Источник: urbanurban.ru
    Просмотров: 10074 | Добавил: hingall | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0